Не так давно мы отметили 30-летие Doom 2. Этому событию было посвящено довольно много активности в мапперском сообществе, и появились новые вады с тематикой того самого Doom 2. Среди этих вадов можно выделить такой интересный класс: люди стремились запихнуть все уровни из оригинального Doom 2 в один огромный уровень, предварительно как-то их творчески переработав, чтобы играть было интересно.
То было 30-летие Doom 2. "А чем не юбилей 13 лет?", - подумал ставший потом известным российский маппер Eternal в далёком уже 2006 году. И сразу взялся за дело. Правда, 13 лет тогда исполнилось первому Думу, а объединять в одну карту он стал уровни из Doom 2. Тут, видимо, просто сошлись три фактора: ему нравилось число 13, ему нравился Doom 2 и он хотел приступить к работе немедленно, не откладывая на потом. И мы получили одну из работ, говорящих, что иногда сделать интересный вад не так уж и сложно. Надо просто пойти в интересном направлении, в котором ещё мало кто ходил. Кстати, очень похоже, что MEMORIAL стал первой работой такого рода, представленной широкой публике.
Конечно, надо сказать, что MEMORIAL в версии 2006 года вряд ли можно считать выдающимся в плане оригинальности. 26 уровней из Doom 2 объединились в одну огромную карту (автор хотел объединить все 32, но в 2006 году столкнулся с техническими трудностями). Карты были переработаны, но не сильно. Новизна состоит в основном в новой расстановке монстров и раскладке предметов, и лишь немного - в новой геометрии уровней. Да, геометрические изюминки имеются. Например, из первого же уровня вы можете через новое окно увидеть какую-то другую локацию, но что это - вы вряд ли угадаете, пока не придёте туда. Некоторые секреты стали посложнее и добавились новые. Но маловато таких изюминок, хотелось бы побольше, а в основном мы видим увеличение количества монстров (особенно в начале). Поэтому, скажу честно, когда я по привычке запустил этот вад на Ultra Violence, было ощущение затянутости. Бои вроде бы не должны дать заскучать, но места уж слишком знакомые. Всё-таки 30-летие Doom 2 подарило нам более интересные вады такого типа.
Тем не менее, кое-что интересненькое, кроме боёв и небольшого изменения уровней, в этом ваде есть. Вам когда-нибудь хотелось представить Doom 2 как часть реального мира, а не просто набор абстрактных карт? Хотелось увидеть, как герой переходит из первого уровня во второй, потом из второго в третий, и так далее? Так вот, в этом ваде вы увидите, как выглядят переходы между теми самыми уровнями. Некоторые переходы оформлены просто, а иные представляют отдельные локации и смотрятся весьма интересно (например, в туалет на последнем скриншоте можно занырнуть!). Для меня это было, пожалуй, главной интригой. Doom 2 стал более целостным и более связным.
Важное дополнение! Уже после того, как я поиграл в версию от 2006 года, я узнал о существовании новой, завершённой версии 2011 года. Я очень рад, что Eternal довёл начатое до конца, ведь работа в своё время была пионерской. Новые ходы в маппинге появляются до сих пор; например, весьма интересно выглядит уровень из только одной текстуры и уровень вообще без текстур. Ну а наш маппер был первопроходцем в превращении Дума в 3D-метроидванию. К сожалению, после забега по той самой версии 2006 года сил на новый такой забег у меня уже не осталось, поэтому про новую версию скажу лишь самое основное. Она содержит все 32 уровня, некоторые моменты улучшены, переходы между уровнями стали ещё чуть поинтереснее, и, что ещё немаловажно, в новой версии гораздо больше музыки. При переходе из одной карты-оригинала в другую треки сменяются с помощью lump'а MUSINFO, что гораздо приятнее, чем слушать одну и ту же композицию на протяжении такой огромной карты.
|